Впервые эта дата отмечалась в 1983 году. В этот день в 1961 году, впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно: право на информацию, право на безопасность, право на осознанный выбор и право быть услышанным.
Позже Всемирная организация потребителей дополнила их следующими правами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
Целью Всемирного дня прав потребителей является привлечение внимания общественности к проблемам в данной сфере, повышение потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав. В Роспотребнадзоре работает целый ряд мер по защите прав потребителей, включая контроль за качеством продукции и услуг, а также надзор за соблюдением законодательства в области правоотношений с участием потребителей.
В этом году девиз Всемирного дня прав потребителей – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Все мероприятия, проводимые в рамках этой даты, будут направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
В пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, приуроченная к Всемирному дню прав потребителей, который отмечается 15 марта. В мероприятии принял участие начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.
Отвечая на вопросы журналистов, Олег Прусаков отметил, что в Роспотребнадзоре начали получать жалобы от граждан на искусственный интеллект, который применяется на горячих линиях в виде чат-ботов и роботов. Он подчеркнул, что многие граждане привыкли общаться с живыми людьми, а современные технологии воспринимают с недоверием, осторожностью, а иногда и с недопониманием.
«В настоящее время Роспотребнадзор взаимодействует с представителями бизнеса, чтобы найти адаптированные стандарты работы искусственного интеллекта по отношению к потребителям. Граждане жалуются, что если они просят робота переключить их на оператора, им приходится долго ожидать на линии, а иногда - вновь общаться с роботом», - рассказал Олег Прусаков.
Также в рамках пресс-конференции приглашенные гости рассказали о том, как повышается осведомленность потребителей о своих правах, какие законодательные инициативы в этой области уже реализованы, как следует регулировать работу маркетплейсов, а также каковы перспективы и угрозы использования искусственного интеллекта на производстве.
15.03.2024