Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае"
Прием заявлений
(861) 267-33-98
Личные медицинские книжки
8 (988) 602-68-94, (861) 267-34-03
Понедельник-Пятница с 8:00 до 15:45
Горячая линия по защите прав потребителей
(861) 204-24-29
Понедельник-Пятница с 9:00 до 17:00
перерыв с 12:30 до 13:00
Услуга по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом регулируется:
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ПП РФ от 02.03.2005 N 111);
- Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Покупая билет на поезд, потребитель заключает с транспортным предприятием договор перевозки. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.
Стоимость билета складывается из стоимости проездного билета и плацкарты. Под плацкартой понимается дополнительная к проездному билету карточка или квитанция на нумерованное место в вагоне в поездах дальнего следования. Плацкарта, в отличие от проездного билета (куда включены расход на локомотивную тягу и транспортную инфраструктуру), является ценой за услуги владельца вагона.
Необходимо ознакомиться с информацией:
Перевозчик обязан своевременно довести до сведения пассажиров – потребителей услуги в наглядной и доступной форме достоверную информацию, в том числе:
- перечень работ и услуг, их стоимость;
- наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;
- сведения о лицензии перевозчика на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов;
- стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;
- время отправления и прибытия поездов;
- сроки продажи проездных документов (билетов);
- перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа;
- время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;
- расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом, и мест взвешивания ручной клади;
- время прибытия на железнодорожную станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;
- порядок предоставления мест в комнатах отдыха пассажиров и комнатах матери и ребенка;
- перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- сведения о договоре (договорах) обязательного и (или) добровольного страхования (номер, дата заключения, срок действия) и страховщике (страховщиках) (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона);
- перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;
- иные сведения об оказываемых услугах.
Надо знать! При проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
- провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
- занимать в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа;
- делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток;
- продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;
- выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа;
Необходимо обратить внимание!Пассажиру при предъявлении железнодорожного билета предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.
Важная информация! При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования пассажир имеет право:
а) не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
б) менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
в) менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ (билет) производится при предъявлении удостоверяющего личность пассажира документа, номер которого указан в проездном документе (билете).
Важно! Каждый пассажир имеет право:
- бесплатно перевозить с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей ручную кладь весом не более 36 килограммов (для СВ - 50 килограммов), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см;
- за плату перевозить в поезде мелких домашних животных, собак и птиц (при наличии ветеринарной справки и размещения в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, а также соблюдения санитарно-гигиенического режима в вагоне).
В каких случаях перевозчиком возмещается причиненный пассажиру ущерб?
- при перерыве движения поездов, вызвавшем отказ пассажира от продолжения поездки – возмещается полная стоимость проезда;
- при непредставлении пассажиру спального места в соответствии с имеющимся у него проездным документом и при отказе пассажира от предложенной ему замены места – полностью возвращается вся сумма за билет;
- в случае отмены отправления поезда – вправе получить от перевозчика полную стоимость проезда независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда;
- в случае опоздания по вине перевозчика на поезд, на который приобретен проездной документ (билет) – вправе получить от перевозчика полную стоимость проезда при возврате проездного документа (билета) в пункте пересадке или переоформить проездной документ для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания доплаты.
При опоздании (или задержке отправления) поезда дальнего следования пассажир также имеет право на получение неустойки из расчета 3% стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания. При опоздании менее чем на один час неустойка не выплачивается. Претензию по выплате неустойки необходимо подать перевозчику в течение 45 дней.
Ущерб, причиненный при перевозке багажа, грузобагажа, возмещается перевозчиком в случае: а) утраты или недостачи багажа, грузобагажа - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа, грузобагажа;
б) повреждения (порчи) багажа, грузобагажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа, грузобагажа - в размере его стоимости;
в) утраты багажа, грузобагажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости багажа или грузобагажа.
За просрочку доставки багажа, грузобагажа перевозчик при их выдаче уплачивает пассажиру, получателю на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере 3 процентов платы за перевозку багажа, грузобагажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа, грузобагажа.
Претензию по выплате неустойки в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа необходимо подать перевозчику в течение 45 дней; претензию по возмещению ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа необходимо подать перевозчику в течение 6 месяцев.
В случае отказа в претензионном порядке урегулировать имущественный спор потребителям необходимо обращаться в суд.