Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае"

Оказание медицинских услуг затрагивает одну из самых важных сторон жизни человека - его здоровье. Потребителям постоянно приходится сталкиваться с необходимостью получения медицинской помощи, в том числе в форме медицинской услуги.

    Охрана здоровья граждан является одной из основных конституционных функций государства,  в этой связи, необходимо отметить, что потребители имеют право на получение бесплатной и платной медицинской помощи.  

   Потребитель должен помнить!

          Медицинская помощь во всех лечебных учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования (далее по тексту – ОМС), должна быть оказана БЕСПЛАТНО !

  При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее по тексту - соответственно программа, территориальная программа).

Для уточнения информации о том, какая именно услуга должна быть предоставлена на безвозмездной основе, необходимо обратитьсяв свою страховую компанию по телефону, указанному на бланке полиса ОМС.

   Платные медицинские услуги являются дополнением к бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством.

         Оказание медицинских услуг регулируется следующими нормативно- правовыми актами:

  - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Далее по тексту – 323 ФЗ)

         - Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-I от 07.02.1992 г. (далее по тексту – Закон РФ)

         -  Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее по тексту – Правила РФ)

         ВАЖНО !

 Медицинские услуги могут оказываться в государственных медицинских организациях при наличии специального разрешения органа управления здравоохранением. При этом, в соответствии с Правилами, платные медицинские услуги предоставляются при наличии у медицинской организации сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

 

СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ !

 

                                     В обязательном порядке !

До сведения потребителя посредством размещенияна сайте медицинской организации, на информационных стендах (стойках)

доводится следующая информация :

 

 - наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя

     - адрес места нахождения организации, индивидуального предпринимателя, сведения о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию

- сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией

- перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты

- порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации

- режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг

- адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

 

По требованию потребителя предоставляется:

 

- информацияопорядке оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемых при предоставлении платных медицинских услуг;

- информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

- предоставление расчета стоимости оказанной услуги

 

         Договор на оказание медицинской услуги должен быть заключен в обязательном порядке в письменной форме в 2-х экземплярах, и содержать существенные признаки: условия и сроки получения услуги, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

 

Оплата за медицинские услуги производится в учреждении банка или в самом медицинском учреждении с применением контрольно-кассовой машины или с использованием специальных бланков квитанции, являющихся документами строгой отчетности. Медицинское учреждение при осуществлении наличных расчетов обязано выдать пациенту кассовый чек или копию бланка квитанции, подтверждающие прием наличных денег.

 

  В случае, если при оказании  медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом

 потребителя. Без согласия потребителя исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (п.3 ст.16 Закона РФ)

    

Права потребителя-пациента и их защита:

 

  В случае несвоевременного оказания медицинской услуги, и при нарушении сроков ее предоставления, потребитель имеет право на предъявление одного из требований, предусмотренного ст.28 Закона РФ:

 -  назначить новый срок исполнения услуг;

- потребовать уменьшения стоимости услуги;

- потребовать исполнение услуги другим специалистом;

- расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков.

       При обнаружении недостатков оказанной медицинской услуги потребитель вправе предъявить одно из требований, предусмотренное ст.29 Закона РФ:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
  • возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсацию за причинение морального вреда;

            В порядке до судебного урегулирования спора потребителю следует направить в адрес исполнителя претензионное письмо с предъявлением соответствующих требований, при не удовлетворении заявленного требования в установленный Законом РФ срок, потребителю  необходимо обратиться в суд.

Судебная защита потребителей осуществляется на основании ст. 17 Закона РФ, согласно которой предъявить иск о защите своих нарушенных прав потребитель вправе предъявить в суд в следующем порядке:

 - по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель – его жительства;

- по месту своего жительства или пребывания;

- по месту заключения или исполнения договора.

Горячая линия по защите прав потребителей

267 34 91, 267 34 93
время работы с 9:00 до 17:00
перерыв с 12:30 до 13:00